Обществознание

Урок 23.05.2020

Отправить учителю ВК: https://vk.com/id80295824


ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1.Назовите слово, которое обобщает все приведенные слова.
а) Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная.- ……………………
б) Гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.- …….
 
2.Правильным утверждением о заработной плате будет:
А. Она бывает сдельной и повременной. Б. Это трудовое денежное вознаграждение.
1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны
3.На военную службу призываются граждане РФ от 
А) 17 до 27 лет б) 18 до 27 лет в) 18 до 28 лет
4.Прибыль предприятия можно определить:
1) разницей между доходами и расходами;     2) умножением цены на количество. 
а) верно только 1;   б) верно только 2;   в) верно и 1, и 2;  г) нет верного ответа.
5.В чем проявляется свобода человека?
а) право каждого поступать так, как ему хочется; б) возможность пользоваться своими правами;
в) строгое соблюдение законов в обществе всеми граж­данами; г) обучение в юридическом институте
6. К переменным затратам относятся затраты на:
А)Страховые выплаты; Б)Аренду помещения; В)Электроэнергию; Г)Оплату труда персонала.
7. Деньги являются средством:
А)Обращения; Б)Обучения; В)Усиления; Г)Налогообложения.
8. Наука о взаимодействии человека с природой:
А)Экология; Б)Экономика; В)Этикет; Г)Обществознание.
9. Напишите сущность понятий:
А)производитель – это … Б)прибыль – это … В)собственность –это …
10. Наказание за нарушение установленных правил:
А)Мораль Б)Санкции В)Конституция Г)Действие
11. Главная проблема всех экономических систем:
А)Рост населения Б)Плохие дороги В)Загрязнение окружающей среды Г)Ограниченность ресурсов
12. Угроза ядерной войны в современном мире является:
А)Частной Б)Внутренней В)Региональной Г)Глобальной
13.Определи и напиши вид доходов семьи в приведенной ситуации
Папа Карло, ежедневно играющий на шарманке на рыночной площади - ………
14. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:
А)14 лет Б)18 лет В)16 лет Г)20 лет
15. Основной закон государства - это:
А)Конституция, Б)Уголовный кодекс, В)Семейный кодекс, Г)Конвенция о правах ребенка
16. Презумпция невиновности означает, что
А)вина обвиняемого не доказана в судебном порядке; Б)преступником не рождаются, а становятся;
В)преступление совершено нечаянно; Г)преступление совершено по небрежности.
17. Подумайте и объясните, чем различаются труд высококвалифицированный и низкоквалифицированный.
18. Напишите группы прав человека. Приведите по два примера в каждой группе. 
19. Перечислите пять функций денег. 
20. Назовите две группы затрат производителя. Приведите по три примера в каждой группе. 
21. Перечислите правоохранительные органы РФ. 
22. Решить задачу. 
Семья Ивановых живет в четырехкомнатной квартире и ежемесячно платит за коммунальные услуги 2500 рублей. На питание семьи в месяц уходит 18500 рублей. Проезд на городском транспорте обходиться в 1300 рублей. Плата за телефон – 500 рублей. На лекарство бабушке понадобилось 750 рублей. Для поездки на экскурсию в Санкт-Петербург было израсходовано 5060 рублей. Покупка товаров личной гигиены и бытовой химии (мыло, зубная паста, порошки) – 1000 рублей. Посещение кинотеатра родителей в выходной день обошлось семье в 1500 рублей. Определите обязательные и произвольные расходы семьи, общая сумма расходов за месяц.



Урок 15.05.2020

 Тема:Закон на страже природы. Учимся беречь природу.


Послушайте отрывок из рассказа американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день» и ответьте на вопросы.
Колонисты работают на Венере, на которой идут постоянные дожди. На планете они живут со своими семьями, которые вынуждены почти все время проводить в убежищах. Но однажды, в короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появилось солнце, дети колонистов покинули убежище. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули свои руки к золотому сиянию в невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Вопросы к классу
О чем этот отрывок?
Какие уроки из него можно извлечь?




Выражение «Охранять природу - значит охранять жизнь» означает, что:
а) человек абсолютно зависим от природы;
б) человек является биологическим, т. е. природным, организмом;
в) созданная человеком искусственная среда никогда не заменит природу;
г) природа дает пищу, воду, тепло, свет, необходимые для выживания;
д) природа живая, она развивается, а человек легко может ее уничтожить.

Как вы можете выполнить правило героя сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в своей повседневной жизни: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?

Объясните смысл высказываний: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» (И. Мичурин) и «Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).
Какому принципу экологической морали соответствует
каждое из высказываний?
С автором какого высказывания вы согласны? Почему?

Запишите в тетрадь
План урока
Природные условия и хозяйство человека.
Природа нуждается в охране.
Правила, защищающие природу.
Что может сделать гражданин для защиты природы?

Введение в новый материал
Задание: ответьте на вопрос, приведенный в рубрике «Обсудим вместе» на с. 140 учебника.
(Ответы учеников.)
Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или человека?» Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является деятельность человека. Землетрясения, наводнения, засуха — все эти губительные события в большинстве случаев являются ее результатом. Именно поэтому в конце XX в. стал применяться термин «рукотворные катастрофы». Неизбежна ли гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей деятельности? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Работа по теме урока
1.Природные условия и хозяйство человека
Изучая историю, мы не раз наблюдали влияние географического положения и природных условий на хозяйство того или иного региона.

 -работая с различными информационными источниками, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство Древней Греции и выполните задание на с. 141 учебника.
  -работая с п. 1 § 17 учебника и дополнительным материалом, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство древних славян и выполните задание на с. 141 учебника.
Дополнительный материал
для второй группы
Восточная часть Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. Кроме того, многочисленные реки с притоками в древние времена служили главным средством сообщения людей.
Тысячелетие назад вея северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими лесами с многочисленными озерами и болотами. Природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни проживающих там народов. В лесной полосе, где после расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом: в нем скрывались от врагов, его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т. п.
Основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков.
Реки снабжали людей рыбой для еды и обмена. По берегам селились славянские племена: строились поселения — сначала небольшие деревушки, а затем большие села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.


2.Природа нуждается в охране

В России немало мест с названиями Овраги и Овражки (например, Сивцев Вражек в Москве), Сухой дол, Суходолье, Сухой- лог, Сухой брод, Сухая или Мертвая балка. Множество деревень называют то Пустошками, то Беспольями или Запольями. Сохранились также отдельные места с красноречивыми названиями Гари и Пожарища, Пали и Пальники, а также Пеньки и Пенечки.
Эти названия свидетельствуют о появлении оврагов, пустых и негодных земель, исчезновении воды, о лесных вырубках и пожарищах. Они говорят о том, как бесцеремонно люди относились к природе, к земле и растительному покрову.
Знаменитый натуралист Александр Гумбольдт сказал: «Человеку предшествуют леса, — его сопровождают пустыни». Людям, говорил Ф. Энгельс, «не снилось, что этим они положили начало запустению стран, лишив их... центров скопления и сохранения влаги».
Задание: работая в парах, подберите синонимы к слову «охранять» и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
Как уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду?
Возможно ли это?
Как сохранить экологический порядок?
(Ответы учеников.)

Задание: работая с материалом п. 2 § 17 учебника и различными информационными источниками, графически отобразите содержание понятия «охрана природы».


Задание: изучите рисунки на с. 142 учебника и выполните задание после них.


Проблемное задание. Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором обсуждается вопрос: почему необходимо предупреждать людей об опасных изменениях окружающей среды? Выскажите свое мнение.


3. Правила, защищающие природу

Задание: работая с п. 3 § 17 учебника:
назовите правила защиты природы;
приведите примеры, демонстрирующие выполнение данных правил.
(Проверка выполнения задания.)

Вопрос к классу
— Как вы думаете, санкции за нарушение этих правил слишком суровые или слишком мягкие? Свою позицию объясните.
- Что предписывает закон в случае, если предприятие, организация или отдельные люди причинили вред окружающей среде?
(Ответы учеников.)



Задание: изучите рисунки на с. 146 учебника и выполните задание после них.
(Проверка выполнения задания.)

Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 147 учебника и ответьте на вопросы после него.
(Проверка выполнения задания.)

4.Что может сделать гражданин для защиты природы?
Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 148 учебника и ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
Что объединяет приведенные факты?
Какие экологические объединения существуют в наши дни?
(Ответы учеников.)




Вопрос к классу
Почему охрана окружающей среды — это задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и, всех стран мира?



Вспомним три главных правила экологической морали. Старайтесь принести пользу в деле охраны и защиты природы:
проявляйте интерес к информации о состоянии окружающей среды в районе, где вы живете;
посмотрите внимательно, не нуждаются ли растения, живущие в вашем доме, на школьном дворе, на улице, в поливе или уходе;
помогите бездомным животным, они ведь тоже имеют право на жизнь;
сообщите старшим, если заметите какую-либо экологическую опасность, позвоните в Службу спасения;
помогите общественным организациям в очистке территории, помощи животным в зимнее время и т. д.;
примите участие в создании экологических троп в парках вашего города.



Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Выполните задания 1—5 рубрики «Проверим себя» на с. 149 учебника.
Выполните задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 149 учебника.

Домашнее задание
Прочитать § 17 учебника.
Повторить весь изученный материал в 7 классе,на следующем уроке будет итоговая контрольная работа.

Урок 08.05.2020

Тема:«Охранять природу – значит охранять жизнь»


Прочтите стихотворение Александра Городницкого. 

Редеют неизменно год из года
Лесов и рощ зеленые ряды. 
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды. 
Природе двадцать первого столетья
Не исцелить своих смертельных ран.
Опутанный мазутовою сетью, 
Бунтует, задыхаясь, океан. 
За дымом не увидишь небосвода,
Из черных рек не зачерпнешь воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды. 
Нам никогда обратно не пробиться
Из окруженья. В поздний этот час
Мы спим беспечно, как самоубийца, 
На пыльной кухне отворившей газ. 
- О чем это стихотворение? Какие уроки из него можно извлечь? 

Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Мы не задумываемся, чем они могут обернуться для последующих поколений. 

- Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны сегодня ответить? 

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить созданные руками человека «чудеса света». Но никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном нам во Вселенной. Эта наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, величайшим, таинственным и удивительным. 
Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока не открыли. Величайшим, потому что сосредоточивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - рождение и историю планеты, возникновение жизни, разума. 
Человек – часть природы. Люди неразрывно связаны с ней тысячью нитей. Сохранять природу – сохранять жизнь. Что же должен делать человек, чтобы найти выход из сложившейся кризисной ситуации? Как должен вести себя каждый из нас по отношению к природе? 
Что значит относиться к природе по-человечески? 
Прочитайте п.1 §16 учебника и ответьте на вопросы. 
- В чем заключается специфика работы семьи Пажитновых? 
- Почему ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что вас поразило в этой истории больше всего?

Ответственный человек: 
Добрый
Мужественный
Заботливый
Активный, упорный, настойчивый в своих стремлениях. 
Чувствует ответственность за все, что его окружает
Стремится делать что-то полезное
Умеет предвидеть последствия своих поступков
Самостоятельно прочтите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на странице 133,134 учебника и ответьте на вопросы. 
Тяжелые последствия безответственности.

Человечество – это своеобразная болезнь планеты, вызывающая появление на теле земли глубоких язв и разных наростов. Это слова Владимира Солоухина. Прав ли он? 
Авария на Чернобыльской АЭС. В результате катастрофы был нанесен огромный вред окружающей среде – территория на десятки лет превратилась в мертвую зону. Последствия этой аварии до сих пор дают о себе знать.
Знаменитое Сакское озеро, из глубин которого добывают уникальную грязь, способную поставить на ноги тысячи больных людей, в 1893 году разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая – «производила» соду. Разделение озера привело к образованию в нем нескольких изолированных водоемов, нарушив естественные условия его существования. 
За год в атмосферу Земли выбрасывается около 5 млрд т углекислого газа. В результате появляются озоновые дыры – над Антарктидой, Арктикой, Европой. Кислорода становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбрасываемых предприятиями черной металлургии и химической промышленности все больше. 
Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках купаться нельзя. 
Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование человечества. Для животных лес – родной дом. А значит, из-за вырубки лесов животные обречены на гибель. 
Прочитайте пересказ сказки Телешова «Белая цапля на странице 134,135 учебника и ответьте на вопросы на 136 странице.

Работа в парах: составьте характеристику безответственного человека. Первый ученик – качества, второй - поступки. 

Физминутка. 
Безответственный человек: 
Эгоист
Не заботится о том, что его окружает
Равнодушный
Легкомысленный, не слишком умный
Не несет ответственности за свои поступки
Не умеет предвидеть последствия своих поступков
Не стремится делать что-то полезное

Экологическая мораль

работая с п.3 §16 охарактеризуйте идею господства над природой, представив аргументы. 
найти в этом же пункте идею сотрудничества и аргументы. 
Природа враждебна и равнодушна к людям. 
Чтобы природа служила человеку, ее нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. 
Моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.
Человек – часть природы. 
Природа щедро и бескорыстно отдает людям все, что имеет. 
Нужно лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе она может наказать человека. 
Моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой. 
Нужно научиться по-новому относиться к природе, поступать так, чтобы ей не навредить, не причинить зла. 
Прочтите правила морали. Какие из этих правил выполняет каждый из вас? Зная эти правила, вы будете применять их впредь? 
Изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с.138,139 учебника. 
- Почему, будучи ребенком, Альберт Швейцер не захотел участвовать в играх мальчишек? – Какое моральное правило помогло ему? 
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. 
Урок прошел отлично. Мне понравился.( хлопните в ладоши)
Урок был интересным , но у меня возникли вопросы. ( улыбнитесь) 
Урок мне не понравился, я не слушал ( поднимите руку)
Подведение итогов.
Выполним задания 1,2 рубрики «В классе и дома» 

Задание:
§16 прочитать. Законспектировать самое основное в тетрадь.
Творческое задание: приготовить сообщение на тему: «Как помочь природе». 
Отправить учителю на страницу ВК:https://vk.com/id80295824

Урок 24.04.2020

Ребята,ты с вами приступаем к изучению новой главы,которая называется 
«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

Тема: «Воздействие человека на природу»

Человек, имеющий участок земли, покрытый кучами мусора, peшил
его продать. Купивший эту землю очистил ее от мусора и нашел на том месте родник с чистейшей водой. Он посадил виноград и гранатовые де деревья, разбил грядки под ароматические растения. По периметру участка новый хозяин установил ажурную изгородь, а в углах — небольшие каменные беседки для отдыха. Прохожие не могли на это налюбоваться.
Прежний владелец, видя, во что превратилась бывшая пустошь, воскликнул:
Горе мне! Такое место я продал! Такой благодати я лишился!
Вопросы к классу
О чем эта притча?
Какие уроки из нее можно извлечь?
План урока
«Вторая природа».
Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение воды и почвы.
Природа - наша среда обитания. Задумываемся ли мы над тем, какую роль играет она в жизни людей? Как должен относиться человек к естественной среде своего обитания? Давайте поговорим об этом на нашем уроке.
Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 128 учебника и ответьте на вопросы после него.
1.«Вторая природа»
Человек, природа и общество тесно связаны. Вначале существовал только природный мир, человек появился значительно позже, и в последнюю очередь возникло общество.
Задание: изучите схему и прокомментируйте ее. Зарисуйте схему в тетради


2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
На определенном этапе развития природы появился человек. Как же складывались отношения между человеком и природой?
Долгое время воздействие человека на природу практически не имело для нее никаких негативных последствий. Естественная гармония природы вызывала у людей восхищение и желание ей подражать. Идеалом считалась жизнь в согласии с окружающей средой, и одна из главных задач виделась в постижении законов природы. Слаборазвитые материальные силы общества не позволяли относиться к природе как к цели преобразовательной деятельности.
Резкое изменение взаимоотношений общества и природы произошло в Новое время. В этот период бурно развиваются естественные науки, усложняется экспериментальная деятельность человека. Важнейшей задачей науки становится не только познание тайн и законов природы, но и установление над ней господства. Наиболее ярко подобное отношение к природе выражено в знаменитой формуле советских времен: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».
С переходом к машинному производству человечество получило такие средства воздействия на природу, которые в дальнейшем привели к острым экологическим проблемам.
Термин «экология» впервые употребил немецкий биолог
Э. Геккель. Экология — это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Ее название образовано от греческого слова «ойкос», которое означает «дом», «жилище», «место пребывания». Природа ведь и есть дом, в котором мы живем. Мы должны беречь его и уважать всех, кто в нем живет.
Вопрос к классу
- Как выстраивает свои отношения с природой человек?
(Ответы учеников.)



Задание: работая с п. 2 § 15 учебника и различными информационными источниками, предложите несколько способов соблюдения великого экологического правила. (Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Надо учитывать, что многие природные ресурсы невосполнимы, поэтому необходимо изобретать их заменители.)

Что может сделать человечество для сохранения биосферы?
(Ответы учеников.)


3.Загрязнение атмосферы
Задание: работая с п. 3 § 15 учебника и различными информационными источниками, выполните задания и ответьте на вопросы.
Приведите примеры загрязнения атмосферы.
Исследуйте причины загрязнения атмосферы.
Вопрос к классу
Чем опасно загрязнение атмосферы?
(Проверка выполнения задания.)


Задание: работая с абз. 1-3 п. 4 § 15 учебника и различными информационными источниками, графически отобразите, как происходит загрязнение воды и почвы.
(Составляется логическая схема.)Запишите схему в тетрадь
  


(Проверка выполнения задания.)
Почва—верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы, происходящих под совместным воздействием воды, воздуха и живых организмов.
В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется, и изменяется ее состав.

Рабочий материал
Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5—7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель.
Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:
жилые дома;
коммунально-бытовые предприятия;
бытовой мусор;
пищевые отходы;
строительный мусор;
пришедшие в негодность предметы домашнего обихода;
мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.
Вопросы к классу
Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?
Каковы пути решения данной экологической проблемы?


Загрязнение почв не только уничтожает плодородной слой и меняет его состав. Вредные вещества могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.

Проблемное задание. Используя рабочий материал и различные информационные источники, определите степень опасности данной экологической проблемы и ответьте на вопросы.
Рабочий материал
Вода — самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Она является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле — фотосинтезе. Потеря живыми организмами 10—20% воды приводит к их гибели.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) после проведенных замеров во многих водоемах установила, что в воде содержится 13 тыс. токсичных элементов, которые пагубно воздействуют на флору и фауну водной среды, несут угрозу здоровью человека.
За последние десятилетия исчезло более 1 тыс. видов морских животных, резко сократились запасы ценных промысловых рыб, ракообразных и моллюсков. Кроме того, загрязненная вода оказывает очень сильное мутационное действие. Животные рождаются с патологическими изменениями тканей и органов.
Вопросы к классу
Какую роль играет вода в жизни человека?
К чему может привести загрязнение вод? Составьте рассказ об этом.
(Проверка выполнения задания.)
Меры по охране вод:
сбережение и более эффективное использование;
очистка сточных вод;
создание водоохранных зон;
посадка в прибрежной полосе рек древесно-кустарниковой растительности;
применение современных технологических процессов, водооборотных циклов;
разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.


Домашнее задание
Прочитать § 15 учебника Сделать конспект,сфотографировать,отправить ВК:https://vk.com/id80295824
Выполнить одно из трех заданий на выбор,тоже отправить на оценку.
подготовить сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы и определить основные источники их загрязнения;
подготовить сообщение об исчезнувших видах животных и птиц;
подготовить сообщение на тему «Учение о биосфере».

Урок 17.04.2020

Здравствуйте,ребята!Мы с вами прошли большую тему: «Человек в экономических отношениях».
Для того, чтобы проверить как вы усвоили знания,вам нужно решить тест. 
Направить ответы  ВК:https://vk.com/id80295824

Запишите в тетради тему урока.
Итоговый тест по теме: «Человек в экономических отношениях».

Задания 1 – 15 с одним правильным ответом
1. Удовлетворение потребностей людей путем создания жизненных благ является задачей:
1) правосудия 3) культуры
2) экономики 4) семьи
2. В отрывке из документа: 
Хозяин должен для каждой потребности своего семейства все приготовить своими руками, засеять поля хлебом так, чтобы хватило его урожая на год, посеять лен для холстов, развести овец для полу­шубков, обзавестись лесом для дров, стройки и изделий, подумать о коже для сапог, о меде для сладости, об ого­роде и о десятке других продуктов 
— идет речь о хозяйстве:
1) товарном 
2) потребительском 
3) натуральном 
4) многопрофильном
3. При сдельной оплате труда вознаграждение работнику начисляется за:
1) фактически изготовленную продукцию
2) любовь к профессии
3) отработанное время
4) квалификацию
4. По объему произведенного продукта можно сделать вывод о:
1) стоимости продукции
2) качестве груда работника
3) количестве труда работника
4) местонахождении предприятия
5. К социальным потребностям людей относится по­требность в:
1) пище 3) одежде
2) общении 4) творчестве
6. Один из способов снижения затрат:
1) внедрение новых технологий
2) отказ от специализации на производстве
3) использование дополнительных ресурсов
4) использование труда малоквалифицированных ра­бочих
7. К капитальным ресурсам относятся:
1) станки
2) животные
3) работники
4) природные ископаемые

8. Предоставление денег или товаров в долг с упла­той процентов и на условиях возвратности:
1) завещание 3) акция
2) кредит 4) лицензия
9. Изготовление различных экономических продуктов, необходимых потребителям, отличает бизнес:
1) торговый 3) финансовый
2) в сфере услуг 4) производственный
10. Причиной развития обмена товарами и услугами стало появление:
1) государства
2) экономической науки
3) натурального хозяйства
4) общественного разделения труда
11. Продажа товара крупными партиями характерна для:
1) оптовой торговли 
2) розничной торговли 
3) бартера 
4) супермаркета
12. Золотые монеты, в отличие от медных и бронзовых, обладают:
1) делимостью
2) полезностью
3) удобством в использовании
4) высокой собственной стоимостью
13 Слава получил в подарок 500 руб. и спрятал их на дач­ном участке. В этом случае деньги выполняют функцию:
1) меры стоимости
2) средства платежа
3) средства обращения
4) средства накопления
14. Обязательное условие при приеме на работу подростка:
1) согласие родителей
2) большая заработная плата
3) отсутствие трудового договора
4) достижение подростком совершеннолетия
15. Лицо, живущее на проценты с предоставленного в ссуду денежного капитала или ценных бумаг:
1) рантье
2) банкир
3) предприниматель
4) кредитор

Задания 16 – 20 с выбором нескольких ответов, сопоставление, с пропущенным термином.
16. Установите соответствие между фактором, влияющим на оплату труда, и профессией. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Фактор, влияющий на оплату труда Профессия    
А. Тяжелые условия труда
Б. Уникальность труда 1. Знаменитый актер
2. Программист
3. Шахтер  
Ответ:
А Б    
 
17. Укажите переменные затраты предприятия.
1) расходы на сырье
2) транспортные расходы
3) плата за аренду помещения
4) оплата страховки на случай пожара
5) оплата труда рабочих на сборочном конвейере
Ответ: .
18. Установите соответствие между формой бизнеса и ее отличительной чертой. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Форма бизнеса Отличительная черта    
А. Индивидуальное предприятие
Б. Акционерное общество 1. Объединение двух или более человек для организации своего дела и совместной работы
2. Личная ответственность пред­принимателя за успех дела
3. Сложное и дорогое по органи­зации предприятие  
Ответ:
А Б    
 
19. Найдите в приведенном списке формы денег.
1) мировые 4) электронные
2) внутренние 5) металлические
3) банковские
Ответ: .
20. Укажите пропущенный термин.
Способ организации жизни, при котором всё необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления называется ____________.

Урок 10.04.2020

Тема: Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

Цели:
 1.Систематизировать и контролировать качество знаний учащихся по изучаемому разделу. 
2.Продолжить формирование умений работать с текстовыми заданиями, заданиями на составление сравнительных таблиц. 
3.Продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы. 
4.Развивать исследовательский интерес к обществознанию. 



Ход урока 

Запишите тему урока в тетрадь.
Сделать задания  письменно в тетради. Отправить фото ВК:https://vk.com/id80295824
Классная работа.

Тестовые задания 

1. Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется
1) спрос
2) специализация
3) прибыль
4) предложение
2.Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет? 
1) цены снизятся
2) цены останутся неизменными
3) цены возрастут
4) произойдет инфляционный скачок цен
3. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) труд
2) товары
3) обмен
4) спрос
4. Новогодние праздники многие граждане стремятся встретить за городом, в домах отдыха, пансионатах. Ещё осенью многие из них заказывают путёвки. Какое экономическое явление проявляется в данном факте?
1) спрос
2) инфляция
3) прибыль
4) предложение
5. Какое экономическое явление отражается в следующем описании А. Смита: «Портной не шьёт себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьёт для себя одежду, а покупает у портного»? 
1) специализация
2) инфляция
3) социализация
4) безработица

Мотивационно-целевой этап. 
Учитель: Ребята, изучение какого раздела мы завершили?  
Ребята, а какие цели мы поставим перед собой на этот урок? 
(Ответ: повторить, что выучили, повторить термины, решать экономические задачи, выполнять тестовые задания)
Молодцы! Тогда начнём!

Основное содержание работы. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»


Задание. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей. 
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.
Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение учащимися заданий по рабочим листам (фронтально, с устным обоснованием правильных/неправильных ответов; ответы записывают в тетрадь)

Задание 1. Назовите термин по определению:
Способ организации жизни, при котором все необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления _______________________________________________________
Способ организации экономической жизни общества, при котором люди, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом____________________________________________

Задание 2. Продолжите пары слов:
Производитель – потребитель, дорого - ____________, оптом - _____________, доход - ____________,продавец - _____________, убыток - _______________ .

Задание 3. Определите и подчеркните лишний термин, выпадающий из смыслового ряда.
Ассортимент, потребитель, товар, технология, реклама, розничная торговля, цена.

Задание 4. Дайте определение термину (проверьте себя по словарю в конце учебника или по содержанию изученных параграфов):
Бизнес - ______________________________________________________________________________
Реклама - _____________________________________________________________________________
Чистая прибыль - ______________________________________________________________________

Задание 5. Прочитайте текст и выполните задание:
«Многие предприятия тратят значительную часть средств на повышение квалификации своих сотрудников и стараются взять на работу самых перспективных выпускников средних и высших учебных заведений…»
Почему они так поступают? Назовите несколько причин.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Назовите ресурсы семьи и источники доходов? 
В выходные семья решила поехать в санаторий. В начале недели бабушка получила пенсию. Во вторник папа отремонтировал автомобиль соседей и получил за это денежное вознаграждение, а в среду ему выплатили ежемесячную заработную плату и премию по итогам месяца. Целую неделю дети разносили проспекты и тоже внесли свой вклад в семейный бюджет. Вошла в бюджет и зарплата мамы, которая была чуть меньше обычной, т. к. её предприятие закупило новое оборудование.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА). На выбор:
Решить задачу: Предприниматель Петров продает плакаты «С окончанием учебного года » по 70 рублей за штуку. За аренду помещения платит 150р. в день, столько же уходит у него на такси. За день он продает 170 плакатов. Дневная выручка Петрова составит?
ИЛИ
Выполнить тестовое задание
А1. Частью экономики является….
А) хорошее поведение
Б) разговор о погоде
В) зарплата родителей
Г) определённый обычай

А2. Умение пользоваться жизнью наилучшим образом, по словам Джорджа Бернарда Шоу – это….
А) права человека
Б) экология
В) благополучие
Г) экономика

А3. Экономика как понятие рассматривается в следующих значениях:
А) как хозяйство
Б) как область знаний
В) оба верны
Г) оба не верны

А4. Пекарь выпекает хлеб. Это проявление экономики, которое называется….
А) производство
Б) обмен
В) распределение
Г) потребление
А5. Продавец в магазине продаёт товар. Это проявление экономики, которое называется….
А) производство
Б) обмен
В) распределение
Г) потребление


6.РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель: Ребята, давайте подведём итог нашей работе.
Мы реализовали цели, которые ставили перед собой?

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР: 
-Составить тест на 5 вопросов по теме «Экономика» с 4 вариантами ответов, но 1 правильным
ИЛИ
-Составить кроссворд с 7 терминами, изученными по разделу «Человек в экономических отношениях» 

Урок 20.03.2020

Запишите тему урока в тетрадь.
«Экономика семьи»

Цели:
- подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи
- познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, фиксированные и переменные доходы, бюджет.
- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Ваши родители зарабатывают деньги, чтобы удовлетворять потребности свои и ваши. Чем в скором времени предстоит заниматься и вам. Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Немало семей за несколько дней до зарплаты обнаруживает, что в доме вдруг закончились деньги, за исключением разве что мелочи на проезд.
Что необходимо узнать на уроке? Выяснить, из чего складывается экономика семьи: определить ресурсы семьи, что такое семейный бюджет, каковы источники доходов семьи, какие бывают расходы у семьи.


План: Запишите план урока в тетрадь.
1)Ресурсы семьи
2) На что семья тратит деньги
3) Бюджет семьи

Изучение нового материала
1) Из чего же складывается экономика семьи? каждая семья располагает различными видам .Виды ресурсов (записываем схему в тетрадь)и ресурсов.
Материальные ресурсы – это дом, квартира, дача или семейный участок, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи
Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию.
Энергетические ресурсы это средства освещения и обогрева
Информационные ресурсы – знания домочадцев о технологии выполнения отдельных видов домашних работ
A финансовые ресурсы это сбережения и доходы семьи

Задание. Определите какие ресурсы имеются у семьи Ивановых
Какие семейные ресурсы перечислены ниже?
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
·         Квартира, домик в деревне -?
·         Родители и старший сын - ?
·         Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - ?
·         Зарплата родителей и сына - ?
·         Проценты - ?
·         Рента за земельный участок - ?

Более подробно остановимся на финансовых ресурсах. Финансовыми ресурсами являются доходы семьи.
Формулируем определение. Запишите определение в тетрадь:
Доход семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников.

В одном большом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.
Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?
Велосипед стоит 7 000 рублей. Отец взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 8000 рублей».
Бабушка получает…...........
Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, в размере 3000рублей. О каких деньгах говорит сын – студент? ...................
Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1000 рублей.
Смогут ли родители купить велосипед и какие источники доходов есть у семьи представленной в тексте? Запишите ответ в тетрадь.
Доходы семьи бывают фиксированные и переменные. Запишите в тетрадь определения.
Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).
Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).
Смогут ли родители купить велосипед Вере стоимостью в 7 тысяч рублей?
На эти деньги можно купить не один велосипед. Но вдруг мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она.
Продукты– 25 000 рублей
Оплата обедов – 3 000 рублей
Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.
Оплата за детский сад – 4200 рублей.
Оплата занятий-5000 рублей
Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.
Прочие расходы – 3 000 рублей
Итого: 50 000 рублей
Все что записала мама – это расходы семьи.
Запишите определение в тетрадь: Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.
Расходы бывают двух видов:
Обязательные (питание. одежда, лекаства) и произвольные
Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.(запишите в тетрадь) А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство.
Домашнее задание: п.14, стр.118 «В классе и дома» ответить на все вопросы письменно в тетради на оценку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий