Физика

  Урок 22.05.20.

Тема: "Повторение. Обобщающий урок"

I. Разгадать кроссворд


II. Расшифровать ребусы
Д/з: прочитать материал на тему "Удивительные свойства воды", "Плотность веществ на Земле и планетах", "Нужна ли Земле атмосфера", "Сила Архимеда".

 Урок 18.05.20.

Тема: "Итоговое повторение"

I. Задание: выполнить тест в тетради.

Итоговое тестирование по физике за курс 7 класса

 

1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»:

1) вода

2) автобус

3) метр

4) свет

 

2. К световым явлениям относится

1) таяние снега

2) громкая музыка

3) рассвет

4) полёт комара

 

3. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения температуры воды?

1) рулетка

2) мензурка

3) термометр

4) спидометр

 

4. Если положить огурец в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Выберите явление, которое обязательно придется использовать при объяснении этого процесса:

1) диффузия

2) растворение

3) нагревание

 

5. Скорость равномерного прямолинейного движения определяется по формуле

 

6. Масса измеряется в

1) ньютонах

2) килограммах

3) джоулях

4) метрах

 

7. Плотность тела массой 10кг и объёмом 2 м3 равна

1) 10 кг/м3

2) 4 кг/м3

3) 20 кг/м3

4) 5 кг/м3

 

8. Сила тяжести - это сила

1) с которой тело притягивается к Земле

2) с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес

3) с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию

4) возникающая при соприкосновении поверхностей двух тел и препятствующая перемещению относительно друг друга

9. Вагоны тянут два тепловоза силой 250 Н и 110Н. Чему равна сила, действующая на состав?

1) 1400Н

2) 360Н

3) 140Н

4) 500Н

 

10. Сила F3 - это


1) сила тяжести

2) сила трения

3) сила упругости

4) вес тела

 

11. Гусеничный трактор весом 60000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 3 м2. Определите давление трактора на грунт.

1) 2000 Па

2) 6000 Па

3) 180000 Па

4) 20000Па

 

12. Укажите сосуд, в котором на дно оказывается самое большое давление.


1) А

2) В

3) С

4) D  

 

13. Одинаково ли давление жидкости в левом и правом сосуде?


1) Да, давление жидкости в обоих сосудах одинаково

2) Нет, давление жидкости в 1  сосуде больше, чем во 2

3) Нет, давление жидкости во 2 сосуде больше, чем в 1

 

 

14. Три тела одинакового объема погрузили в одну и ту же жидкость. Первое тело железное, второе - алюминиевое третье - деревянное. Верным является утверждение:

1) большая Архимедова сила действует на тело № 1

2) большая Архимедова сила действует на тело № 2

3) большая Архимедова сила действует на тело № 3

4) на все тела действует одинаковая Архимедова сила

 

15. Давление бруска наименьшее


1) в случае 1

2) в случае 2

3) в случае 3

4) во всех случаях одинаково

 

16. Мощность, развиваемая человеком при подъёме по лестнице в течение 20с при совершаемой работе 1000Дж, равна

1) 20 кВт

2) 40 Вт

3) 50 Вт

4) 500 Вт

 

17. Единица измерения работы в СИ - это

1) килограмм (кг)

2) ньютон (Н)

3) паскаль (Па)

4) джоуль (Дж)

5) ватт (Вт)

 

18. Рычаг находится в равновесии. Плечи рычага равны 0,1 м и 0,3 м. Сила, действующая на короткое плечо, равна 3 Н. Сила, действующая на длинное плечо-

1) 1 Н

2) 6 Н

3) 9 Н

4) 12 Н

 

19. Тело, поднятое над столом  обладает энергией-

1) потенциальной

2) кинетической

3) потенциальной кинетической

 

20. Скорость движения машины 36 км/ч. В единицах системы СИ составляет

1) 20м/с

2) 600м/с

3) 10м/с

4) 30м/с

 

 Д/з: с. 200-201 прочитать.

Урок 15.05.20.

Контрольная работа

 по теме «Механическая работа, мощность, энергия. Простые механизмы»

 

Вариант 1

1.      С помощью подвижного блока груз подняли на высоту 3 м, прикладывая к свободному концу верёвки силу, равную 120 Н. Какая работа была совершена при подъеме груза?

2.      За 7 с двигатель автомобиля совершил работу 1750 кДж. Определите мощность двигателя

3.      Найдите кинетическую энергию пули массой 10 г, вылетевшей со скоростью 800 м/с.

4.      На правое плечо рычага действует сила 20 Н, а к левому подвешен груз массой 6 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.

 

Вариант 2

  1. При помощи подъемного крана подняли груз массой 1500 кг на высоту 12 м. Какая работа при этом совершается?
  2. Штангист поднял штангу массой 120 кг на высоту 70 см за 0,3 с. Какаю среднюю мощность развил при этом спортсмен?
  3. Какой потенциальной энергией относительно Земли обладает тело массой 200 кг на высоте 10м?
  4. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 40 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?

 

Решение сфотографировать и выслать.

Урок 11.05.20.

Тема: «Решение задач»
Цель: повторить материал по теме «Механическая энергия»

I.                   Решение задач на повторение


1.      Средняя мощность двигателя автомобиля 150 кВт. Какая работа совершается при разгоне автомобиля за время 6 с?
Дано:
N=150 кВт
t= 6 c
__________
A-?

Решение:
А=Nt
A= 150000∙6=900000 (Дж)
Ответ: 900 кДж.

Обратите внимание, мощность N переведена в Вт, ответ переведен в килоДжоули.

2.      Человек поднимает за 15 с из колодца глубиной 10 м ведро воды массой 12 кг. Какую мощность он при этом развивает?
Дано:
t= 15 c
h=10 м
     m=12 кг
________
N-?

Решение:
А=mgh = 12∙ 9,8∙10= 1176 (Дж)
N=A: t = 1176: 15 = 78,4 (Вт)
Ответ: 78,4 Вт.

3.      Найдите кинетическую энергию автомобиля массой 2 т, движущегося со скоростью 72 км/ч.
Дано:
m=2 т=2000 кг
v= 72 км/ч = 20 м/с
_________________
E-?

Решение:
E=mv2/ 2= (2000∙202): 2= 400000 Дж
Ответ: 400 кДж.
4.      Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 10 см и 60 см. Большая сила, действующая на рычаг, равна 12 Н. Определите меньшую силу.
Дано:
l1=10 cм = 0,1 м
l2=60 cм = 0,6 м
F1=12 Н
_______________
F2-?

Решение:
F1∙l1=F2∙l2
F2= F1∙l1 :  l2 = 12∙ 0,1∙ 0,6 = 0,72 (Н)
Ответ: 0,72 Н.

II.                 Д/з: оформить задачи в тетрадь! повторить материал по теме.

Урок 08.05.20.

Тема: «Превращение одного вида механической энергии в другой»
Цель: выяснить, как энергия одного вида превращается в другой.

I.                   Изучение нового материала

Механическая энергия тела зависит как от его скорости, так и от его положения в пространстве.
И в природе, и в технике происходит постоянное превращение одного вида механической энергии в другой. Например, в качающемся маятнике один вид энергии постоянно переходит в другой. Потенциальная энергия натянутой тетивы лука переходит в кинетическую энергию летящей стрелы. При столкновении упругих тел друг с другом один вид механической энергии превращается в другой. Стальной шар, упав на стальную плиту, отскакивает вверх. Это также объясняется превращением энергии из одного вида в другой.
Теперь рассмотрим систему, состоящую из двух тел, напри­мер, из стального шарика и стальной плиты. В этой системе пусть действуют только силы тяжести и силы упругости. Действие, как внешних сил, так и сопротивления воздуха или силы трения, не учитывается. Система, которая отвечает такому требованию, называется замкнутой системой. Рассмотрим изменение механической энергии в такой замкнутой системе, состоящей из стального шарика и плиты 
Когда шарик неподвижно находится на высоте h, кинетическая энергия равна нулю, а его механическая энергия состоит только из потенциальной энергии. По мере падения шарика его потенциальная энер­гия уменьшается, а кинетическая энергия, наоборот, растет. Это происходит потому, что по мере снижения шарика его высота убывает, следовательно, уменьшается и по­тенциальная энергия. Вместе с тем ско­рость движения шарика увеличивается, следовательно, растет и его кинетическая энергия.
В момент касания шариком поверхнос­ти плиты (h=0) его потенциальная энергия становится равной нулю, а скорость его (следовательно, и его кинетическая энер­гия) достигает максимального значения. Таким образом, потенциальная энергия шарика полностью пре­вращается в его кинетическую энергию. В этот момент механи­ческая энергия шарика состоит только из кинетической энергии.
Далее, когда шарик, летящий с большой скоростью, ударя­ется о стальную плиту, его скорость внезапно становится рав­ной нулю. При этом его кинетическая энергия снова превраща­ется в нуль. Превращение его кинетической энергии в нуль не означает, что она бесследно исчезла.
При ударе шарика о плиту деформируются как шарик, так и плита, т.е. происходит их сжатие. Таким образом, кинетическая энергия шарика полностью превращается в потенциальную энер­гию сжатых тел - шарика и плиты.
За счет потенциальной энергии сжатых тел совершается ра­бота, и шарик отскакивает вверх со скоростью, равной скорос­ти, которой он обладал в момент удара о плиту. Так потенци­альная энергия деформированных тел полностью превращает­ся в кинетическую энергию. При подъеме вверх его кинетичес­кая энергия уменьшается, а потенциальная энергия увеличива­ется. Таким образом, в замкнутой системе происходит поочередное и непрерывное превращение одного вида энергии в дру­гой. Однако сумма потенциальной и кинетической энергии, т. е. механическая энергия замкнутой системы, при этом остается без изменения:
Eк +Еп = постоянна (const).
закон сохранения механической энергии механическая энергия замкнутой системы, где между телами действуют только силы тя­жести или упругости, сохраняется постоянной.
·         При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.
Пример:
Яблоко свободно падает с дерева. Найдите его кинетическую и потенциальную энергию тела в точках 1, 2 и 3.
·         Ek = 0; Ep=mgh1 (максимальная)
·         Ek ; Ep=mgh2 (уменьшается)
·         Ek ; Ep=0
вывод: Энергия не исчезает и не возникает из ничего, она переходит из одного вида в другой и передаётся от одного тела к другому.

II.                Самостоятельная работа. Выполните в тетради упр. 35.







Урок 27.04.20.

Тема:   Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Цель: Познакомить учащихся с физической величиной – энергией и ее видами.

I.                    Изучение нового материала
80 % энергии, вырабатываемой на Земле, получают из органического топлива. Ни один механизм не будет действовать при отсутствии энергии.

Энергия является сложным понятием.
Способность совершать работу обладают тела, которые находятся в движении.

Работа, совершаемая движущимися телами, зависит от массы этих тел. Чем выше скорость тела, тем выше его способность совершать работу.

        


Вывод: работа, совершаемая движущимися телами, зависит от массы тел и от его скорости.

Физическая величина, характеризующая способность тела совершать работу, называется энергией.

Измеряется энергия в Джоулях.

Два вида энергии:
1.      потенциальная энергия – энергия, которая определяется взаимным положением  взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.



где m – масса тела, h- высота, на которую подняли тело.
2.      кинетическая энергия – энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.

где скорость, m – масса тела.

II.                Закрепление нового материала
Прочитайте параграф 67, устно ответьте на вопросы после параграфа. 

III.             Д/з §66, 67 прочитать, определения и формулы выучить, упр. 34 (1-3)


       
             




Урок 24.04.20.

Тема: «Коэффициент полезного действия механизма»
Цель:  выяснить, что такое КПД механизма и как он находится.
I.                    Изучение нового материала
- Морякам необходимо доставить на борт корабля бочки с пресной водой. Чтобы просто поднять их, надо приложить очень большую силу - силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу моряки приложить не могут.
- Что им необходимо сделать, чтобы решить проблему?
…. тогда они кладут доски на край борта и землю и вкатывают бочки по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу, значительно меньшую, чем вес бочки!
- Без простых механизмов не возможна сегодняшняя жизнь и на заре человечества.
С незапамятных времен люди используют для совершения механической работы различные приспособления. С помощью рычагов 3тыс. лет назад при строительстве пирамиды Хеопса в Древнем Египте передвигали и поднимали плиты массой 2.5 тонн на высоту до 147 метров.
- Простыми механизмами называют приспособления, служащие для преобразования силы.
К простым механизмам относятся: рычаг и его разновидности- блок, ворот; наклонная плоскость и ее разновидности-клин, винт.
- В большинстве случаев простые механизмы применяют для того чтобы получить выигрыш в силе, т. е. увеличить силу действующую на тело, в несколько раз.
- Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на нег, обратно пропорциональны плечам этих сил. Правило рычага было установлено Архимедом около 287-212 г. г. до н. э. Из этого правила следует, что меньшей силой можно уравновешивать при помощи рычага большую силу. При этом плечо меньшей силы должно быть длиннее плеча большей силы.

- Очень остроумно использована наклонная плоскость на Красноярской ГЭС, где вместо шлюзов действует судовозная камера, движущаяся по наклонной эстакаде.
Для ее передвижения необходимо тяговое усилие в 4000 кН.
 - Величина показывающая какая часть от всей совершенной работы перейдет в полезную, выраженная в процентах, называется коэффициентом полезного действия.
КПД обозначается буквой η.
η=Апз*100%
Ап<Аз
η<100%

II.                Д/з: прочитать §65, формулы выписать, записать и разобрать решение задачи на с. 192 учебника. 


Урок 20.04.20.

Тема: «Центр тяжести тела»
Цель: раскрыть понятие центра тяжести тела, экспериментально подтвердить изученные теоретические знания.
I. Повторение
1. Какую силу называют силой тяжести?
2. Вес тела определяется формулой?
3.Как направлена сила тяжести?
4. Сила тяжести обозначается:
5. Какую примерно массу имеет тело весом 150Н?
II.  Изучение нового материала
Изучая движение тел под действием различных сил, мы пока не обращали внимание на то, что тела имеют размеры, мы считали их материальными точками. Такое упрощение верно, если все точки тела перемещаются одинаково, т.е. если тело движется поступательно. Надо выяснить к какой точке тела должна быть приложена сила для того, чтобы его движение было действительно поступательным.
Возьмём брусок, прикрепим к её концу нить и потянем в направлении, перпендикулярном оси  бруска. Он повернётся. При таком повороте разные точки бруска проходят различные пути и движутся с различными скоростями, т.е. их движение неодинаковы и брусок движется не поступательно. Изменим направление, будем тянуть вдоль его длины. Брусок  движется так, что все ее точки имеют одинаковые скорости и проходят одинаковые пути. Подобные опыты приводят нас к выводу, что в каждом теле существует такая точка, в которой пересекаются направления действия сил, сообщающих телу поступательное движение. Эта точка получила название центра масс.
Рассмотрите дидактические карты. (Рисунок 1, 2)

Зачем нам нужно знать положение центра масс? Если тело движется поступательно под действием одной или нескольких сил, что эта сила или равнодействующая всех сил проходит через центр масс тела. Центр масс тела в этом случае движется так, как будто в нем сосредоточена вся масса тела и к нему приложены все силы, действующие на него. Поэтому, когда мы видим, что тело движется поступательно, то это значит, что равнодействующая всех сил, приложенных к телу, проходит через его центр масс. Центр масс часто называют и центром тяжести тел.
Центром тяжести называют точку приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела. Для того, чтобы найти центр тяжести, надо подвесить фигуру несколько раз (2–З раза), прикрепляя нитку подвес сначала в одной, а затем в другой точке тела. Точка пересечения нитей-подвесов и будет являться искомым центром тяжести.
От положения центра тяжести зависит условие равновесия тела.  Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело вновь к нему возвращается, называют устойчивым. Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело не возвращается в начальное положение, называют неустойчивым.
III. Домашнее задание:
параграф 63 прочитать, ответить на вопросы:
1.   Что называется центром тяжести?
2.   Для чего необходимо знать центр тяжести тела?
3.   Как определяется центр тяжести тела?


Урок 17.04.20. 

Тема: «Применение закона равновесия рычага к блоку»
Цель урока:
Ввести понятие блока, познакомить учащихся с различными видами блоков.

I.                  Повторение
- Что называют простыми механизмами?
- Простыми механизмами называют приспособления, служащие для преобразования силы.
- Какие виды простых механизмов вы уже знаете?
- Рычаг (блок, винт) и наклонная плоскость (клин, винт).
-Что представляет собой рычаг?
-Рычаг представляет собой твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
-В каком случае рычаг будет находиться в равновесии? В чем состоит правило равновесия рычага?
-Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
-Кто установил правило равновесия рычага?
- Архимед.
II.               Изучение нового материала
1.     С именем Архимеда связано множество легенд. С некоторыми мы уже знакомились на уроках физики. Вот еще одна.
Архимед как-то раз написал царю Гиерону, с которым был в родстве и дружбе, что маленькая сила, при соблюдении определенных условий, может сдвинуть любой груз. Гиерон, конечно, изумился и попросил претворить эту мысль в действие и показать какую-либо тяжесть, перемещаемую малым усилием. Тогда Архимед велел наполнить обычной кладью царскую триеру (трехпарусное судно), недавно с огромным трудом вытащенную на берег целою толпою людей, посадил на него большую команду матросов, а сам сел поодаль и, безо всякого напряжения вытягивая конец каната, пропущенного через неизвестное собравшимся людям устройство, придвинул к себе корабль так медленно и ровно, точно тот плыл по морю, а не по земле.
2. Что это за устройство могло быть?
- Блок - один из видов простых механизмов.
- Что вы знаете о блоке?
- Блок – разновидность рычага.
- Что же представляет собой блок?
- Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме.
- Чем отличаются эти блоки?
- Блок может быть двух видов: подвижный и неподвижный.
3. Виды блоков: 
§  неподвижный (ось закреплена и не движется при подъёме груза)
§  подвижный (ось движется вместе с грузом).
Неподвижный блок – это обыкновенный равноплечий рычаг с опорой в центре. Он не дает никакого облегчения в работе. Он только изменяет направление движения, что во многих случаях тоже имеет большое значение.
Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза. Если сложить действие нескольких блоков, то получают многократный выигрыш в силе. Устройство, которое, согласно легенде, было впервые применено Архимедом, называется полиспастом.
III.           Д\з: § 61 прочитать, письменно ответьте на вопросы 1-4 после параграфа.  

Урок 13. 04.2020

Тема: Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило»  механики

Цель: рассмотреть и применять при решении задач равенство работ при использовании простых механизмов.
I.                Изучение нового материала
С давних времен для облегчения своего труда человек использовал различные приспособления и механизмы (от греческого слова «механе» - машина, орудие). Примерами механизмов, изобретенных еще в глубокой древности, служат лебедки, кабестаны, блоки, вороты, полиспасты, клинья.
Все эти приспособления  - для преобразования движения и силы. Обычно их применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе.
Как мы уже знаем, работа – это произведение приложенной силы на перемещение тела.
A = F*s
При конструировании машин и механизмов все ищут пути повышения КПД. Для этого уменьшают массу движущихся частей, уменьшают трение в деталях.
Работа полезная всегда меньше затраченной.
F1s1 ≈ F2s2         
Из этого следует, что выигрывая в силе, мы проигрываем в расстоянии.
Этот закон называется золотым правилом механики.
Автором этого закона является Герон Александрийский  - древнегреческий ученый.
II.             Закрепление
Прочитайте параграф 62 учебника. Ответьте устно  на вопросы:
1)    Получают ли выигрыш в работе при использовании рычага?
2)    О чем легенда об Архимеде?
3)    Какой блок не дает выигрыша в работе?

III.         Д/з - параграф 62, упр. 33 (1;2)

Урок 10.04.2020


Урок 06.04.2020

Тема: «Простые механизмы. Рычаг»
Цель: выяснить свойства простых механизмов, что такое рычаг, примеры рычагов быту, технике.
I.                 Повторение
1)      Что такое механическая работа?
2)      Всегда ли выполняется работа?
3)      Приведите примеры выполнения  механической работы.
4)      Что такое мощность ?
5)      В чем измеряется мощность?
II.               Изучение материала.
1.      Прочитайте параграф 57.
2.      Сформулируйте и запишите в тетрадь определение механизма.
3.      Заполните схему

4.      Ответьте на вопрос: какой ученый еще до н.э. конструировал и применял простые механизмы в быту, в военном деле?
5.      Прочитайте и запишите, что такое рычаг и его характеристики.
6.      Какое правило используется для равновесия рычага? Запишите его. Рассмотрите пример в учебнике, с. 175.
Итак, сделаем вывод. Рычаг находится в равновесии, если выполняется равенство:F1*l1=F2*l2. Это правило моментов сил.
III.              Закрепление. Решение задач:
1.      Меньшая сила, действующая на рычаг, равна 5 Н.  Найдите большую силу, если плечи рычага 0,1 м и 0,3 м.
 2.      Найдите момент силы величиной 5 Н, плечо которой равно 40 см.
 3.      На концах рычага действуют силы в 20 Н и 80 Н. рычаг находится в равновесии. Расстояние между точками приложения сил 1 м. где находится точка опоры?
 4.      На каком расстоянии  от точки опоры  надо приложить силу в 10 Н, чтобы уравновесить силу 45 Н, действующую на плечо рычага длиной в 0,15 м?
Решение задач оформить в тетрадь.
Задания высылайте мне в вк или на почту yuliya.dolgikh.1980@mail.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий